Интерьер квартиры в японском стиле. Принципы и особенности интерьера

Интерьер в японском стиле

Интерьер в японском стиле традиционно предполагает следующие принципы организации пространства

В предыдущей статье мы начали разговор о принципах японского интерьера. Итак, продолжим перечислять эти принципы:

Нестабильность, изменчивость. Способность к быстрой трансформации Японского интерьера

Возможность легко трансформировать пространство лежит в основе Традиционного Японского стиля. Гармоничное, комфортное и неизменно изысканное пространство было одной из составляющих «того самого, что искали древние». Радикальным отличием традиционного японского интерьера от интерьера европейского, его особой философией является принципиальная нестабильность, изменчивость. Интерьер в японском стиле способен легко и быстро трансформироваться. Суть идеи вечного и скоротечного движения (Фуэки рюку) в объединении непреходящих ценностей с сиюминутными настроениями. В интерьере отражением этой мысли становится сочетание неподвижной каркасной конструкции здания и раздвижной перегородки, позволяющей почти мгновенно преображать официальные залы для торжественных церемоний в уединенные интимные покои. Но переменчивость не является самоцелью.

Достигается при помощи:

  • Современный интерьер в японском стиле дает хорошие возможности легко трансформировать пространство с помощью ширм и перегородок.

Ширма состоит из нескольких створок (их может быть две, три и более). Каждая створка представляет собой бамбуковую или деревянную раму, затянутую с обеих сторон шелком, позднее – бумагой или парчой. Створки располагаются под углом друг к другу. Ширмы-гиганты имели до 12 створок и в развернутом виде достигали 8 м. Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями на фоне узора с птицами и цветами. Эти элементы убранства жилища были своего рода собраниями живописи и графики. Пропорции ширмы всегда связаны с пропорциями дома, а ее декоративные росписи в почти пустом пространстве становятся очень активными. Вообще же ширма – предмет бесконечно многофункциональный – имеет китайское происхождение, но позднее органично входит в Интерьер в японском стиле и домов. Если раздвижная перегородка фусума в европейском понимании весьма условная стена, то ширма – еще менее стена. И поэтому ее роль в разделении интерьера довольно приблизительна. Пространство остается единым, а ширма временно отделяет ту или иную его часть для конкретных нужд (для праздника, приема, работы, сна).

Как уже отмечалось, в отличие от интерьера европейского, японский интерьер создается как принципиально нестабильный. То есть в зависимости от ситуации одни предметы появляются в помещении, а другие из него убираются. Японская эстетика утверждает: “Все лишнее безобразно”. Понятно, что обделенные сушей японцы привыкли обходиться минимумом предметов. Только одна ваза, или одна ширма, или свиток с каллиграфически написанным одним-единственным иероглифом. Если в комнату вносится столик, то выносится что-нибудь другое. Такой минимализм стоит учитывать, проектируя интерьер в японском стиле. Вспомним, что японские острова всегда были подвержены природным катаклизмам: землетрясениям, цунами, тайфунам. Так зачем обзаводиться множеством вещей?

Строгая организованность пространства одновременно. Тщательная продуманность и выверенность согласно общей композиции здания воздушных объемов, обрамленных жестким деревянным каркасом. Отцы-основатели современной архитектуры и дизайна Ф.Л. Райт, Ле Карбюзье, Макинтош, Мондриан, идейный вдохновитель «де Стиль» были знакомы с главными принципами организации интерьера «по-японски» и охотно их использовали.

Удивительно, что уже в начале XVII века, в период расцвета архитектуры Японии, сложились главные принципы построения и оформления дома. Относительное процветание национальной экономики позволило возводить укрепленные дворцы, резиденции самураев и даже многоэтажные замки, интерьер в японском стиле имел свое яркое и выразительное лицо, не похожее на все остальное. Ставшая, наконец, централизованной императорская власть утверждала себя и в архитектуре: в 1606 г. был построен замок Химэдзи, а в 1626 – знаменитый замок Нидзё в Киото. Разумеется, за прошедшие с тех пор 400 лет японская архитектура знала периоды и ренессансов, и декадансов. Однако прислушаемся к совету великого поэта средневековой Японии Мацуо Басё: “Не тщись следовать по стопам древних, но ищи то самое, что искали они”.

Гармоничное, комфортное и неизменно изысканное пространство было одной из составляющих “того самого, что искали древние”.

Достигается при помощи:

  • Деления пространства на зоны мобильными перегородками и перепадами уровня пола, интерьер в японском стиле и в наше время довольно часто использует такие приемы.

Эти принципы зонирования достаточно освоены нашими архитекторами. Перепады уровней пола можно использовать, отделяя зону прихожей от жилой зоны, зону кухни от гостиной или спальни. Самое экономичное с точки зрения затраченных усилий и средств – использовать для временного зонирования ширмы. Они удобны в спальне, и в гостиной. Их просто менять, периодически обновляя интерьер.

  • Использования перегородок: Райт, Мис ван дер Роэ, Стивен Холл. Стеклянные перегородки. Очевидна генетическая связь стеклянных стен и современных раздвижных дверей во всех разновидностях с японскими фасума – раздвижными внутренними перегородками.
  • Серьезной работы с пространством, формой и цветом, любой интерьер в японском стиле использует данные приемы довольно часто.

1. Фрэнк Ллойд Райт (1869 – 1959): сформулировал и реализовал основные принципы своей архитектуры, которую назвал «органичной». Целостная архитектура, являющаяся неотъемлемой частью среды, окружающей человека. Ее внутреннее пространство непрерывно, непосредственно связывает между собой отдельные части здания. Рожденный идеями Райта «свободный план», развивающий пространство изнутри наружу, использовал позднее Ле Корбюзье как один из его «пяти принципов» современной архитектуры.

1). Ортогональный вытянутый план, близкий композициям П. Мондриана.
2). Соединение под прямым углом системы горизонтальных плоскостей и разновысоких объемов.
3). Открытость внутреннего пространства природному окружению, этим характерен интерьер в японском стиле.
4). Работа с архаическими материалами, такими как необработанные каменные блоки, неровные кирпичи, грубо отесанное темное дерево, парусина.

2. Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 – 1969): «наполненность светом» реализована в непрерывности стеклянных поверхностей, «конструктивная ясность» в открытости устройства каркасной системы, также характерно внимание к детали и материалу.

1). Свободный незамкнутый план.
2). Ассиметричная композиция.
3). Контраст тянутых вертикальных и горизонтальных углов.
4). Открытые углы, лишенные опор. 5). Непосредственная связь с окружением.

3. Ле Карбюзье (1887 – 1965):

1). Скульптурность форм, чем характерен и интерьер в японском стиле.
2).Свободный перетекающий план.
3). Сложный силуэт из простых геометрических форм.
4). Горизонтальные проемы.

4. Мондриан Пит (1872-1944): создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра. Идейный вдохновитель «СТИЛЬ» («Де Стейл») (De Stijl), объединение нидерландских архитекторов и художников в 1917-31.

1). Поиски строгих, геометрически четких композиционных решений объединили архитекторов-рационалистов (П. Ауд, Г. Ритвелд) и представителей абстрактного искусства (П. Мондриан).
2). Композиции из прямоугольных плоскостей и перпендикулярных линий, окрашенных в основные цвета спектра и интерьер в японском стиле, имеют много общего.

5. Чарлз Рени Макинтош (1868 – 1928)
1). Умение выразить определенную идею с помощью чисто символических средств.
2). Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанностью форм.

Принцип 13. Структурность.
A). Интерьер в японском стиле и архитектура домов несет в себе такую же модульность, как Де Стиль.
Б). Пит Мондриан – расчлененная композиция.
В). Ф.Л. Райт – план райтовский, – «Дома Райта».

Достигается согласно использованию:
Структуры: 1). Перегородок. 2). Потолков. 3). Опускающихся экранов.

Открытые пространственные объемы

  • Использования приема студии. Например, гостиная – кухня (студия). Т. е. ящик, в котором внутри наполнения.

Отсутствие в интерьере выраженного композиционного центра. Зритель – центр самого себя

Интерьер в японском стиле и домов позволяет зрителю воображать центром самого себя, подобно тому, как он воображает себя центром мироздания, находясь в природном ландшафте. Эта особенность построения жилого пространства оценена современными архитекторами и охотно ими применяется.

Достигается с помощью:

  • Принципиальной сложности пространственной организации и планировочной асимметрии.
  • Свободной композиции, целесообразности.
  • Принципов традиционного японского искусства.
  • Избавления от заложенной в квартире симметрии, в создание блоков асимметрии. (Замкнутые глухие куски делают интерьер в японском стиле узнаваемым)

Асимметричность

  • Асимметричности в японской икебане и японской архитектуры. Фасады: архитектор Андо.

Необычность наполнения обстановки Японского интерьера. Характерные элементы Японского интерьера, актуальные для европейцев

Достигается при помощи:

  • Присущих стенам природных темных цветов. А белые цвета присутствуют, по контрасту, там, где бумажные куски. Темные цвета – где дерево.
  • Фасумы – раздвижной внутренней перегородки.

Если задуматься о происхождении стеклянных стен и современных раздвижных дверей во всех разновидностях, то делается очевидной их генетическая связь с фусума. Фусума – это раздвижная внутренняя перегородка, представляющая собой деревянную раму, затянутую с обеих сторон плотной бумагой. Такие перегородки направляются специальными желобками, имеющимися в полу и балках потолка. Современный интерьер в японском стиле и раздвижные перегородки – понятия неразделимые.

Идея раздвижных стен возникла в условиях специфически японской экономии пространства и оказалась чрезвычайно актуальной в довольно тесных пространствах современных европейских квартир.

– Ширмы, еще более мобильной.

Другим столь же актуальным для нас элементом японского интерьера является ширма, которая может трансформироваться сама и влиять на пространство вокруг себя. В убранстве дома ширма – предмет еще более мобильный, чем перегородка.

– Полов с подогревом.

Японскому жилищу мы обязаны и еще одним открытием, настолько вошедшим в наш быт, что мы не задумываемся о его истоках. интерьер в японском стиле подарил нам концепцию полов с подогревом. В перестроенной позднее гостевой резиденции замка Нидзё исследователи обнаружили удивительный дымоход, проложенный в полу.

– Социального зонирования. Встроенная композиция из трех ниш – токонома – вертикальные ниши (курильницы, вазы с цветами и свитки живописи и каллиграфии), цукэ-сейн – окно с подоконником (для чтения и письма), тигайдана – ниша для книг.

В японском интерьере столь модная у нас сегодня идея зонирования была прочувствована и выражена на всех уровнях – от уровня конструктивного до образного уровня. Но самым важным для японца и поныне остается зонирование социальное. Это понятие включает в себя четкую иерархию мест в доме для каждого члена семьи – есть места более почетные, менее почетные, для хозяина, для женщин, для слуг. Самое престижное место находится рядом со встроенной композицией из трех ниш, под названием – токонома, цукэ-сёин и тигайдана. Это наиболее удаленная от входа часть пространства, имеющая самый высокий уровень пола. Современный интерьер в японском стиле и домов требует часто торжественную нишу, как центр притяжения.

Ниша своим лаконизмом подчеркивает красоту плоскости стены, потолка или пола. Ей можно придавать разнообразную форму. Японские ниши могут выполняться в виде простых горизонтальных или вертикальных прямоугольников. Часто встречается эффектная композиция из вертикальных и горизонтальных ниш.

В традиционной композиции японского дома существовало три основных типа ниши, Среди главных встроенных элементов можно назвать специальные ниши с окном и подоконником, служившие для чтения и письма (цукэ-сёин). В вертикальных нишах (токонома) помещали курильницы, вазы с цветами или свитки живописи и каллиграфии. Происхождение и бытование этого элемента интерьера восходит к образу алтаря в буддийском храме. Третьим древним встроенным элементом были асимметрично расположенные полки для книг (тигайдана). В наши дни интерьер в японском стиле с удовольствием воспроизводит эти закономерности при организации пространства. Эти три элемента до сих пор встречаются во всех жилых интерьерах и наделяются, кроме прочего, еще и символическим смыслом. Так, по сей день ниша для свитков или курильниц сохраняет свое сакральное, священное значение.

– Ритуальности жизненных процессов: принятия еды, питья, омовения, сна. Ванна с окном, подиум в спальне, наличие специальных функционально отведенных помещений или зон для реализации жизненных процессов.

Полумрак

Достигается при помощи:

  • Разнообразного освещения интерьера – от общего до камерных подсветок. Развитый световой сценарий, который перешел и в современный интерьер в японском стиле.
  • Нахождения в стене под потолком небольшого окошка, как правило, выходящего на северо-восток. В комнате царит полумрак, поскольку обтянутые бумагой наружные стены (седзи) умеренно пропускают свет с улицы. В представлении японца яркий дневной свет отвлекает, мешает понять и оценить всю прелесть обстановки. В зимнее время наружные стены закрывались деревянными скользящими перегородками – амадо.
  • Полупрозрачных стен и далеко вынесенной кровли.

Мягкого полумрака, царящего в доме, идеально сочетающегося с росписями фусума и ширм. Позолота придает им легкое мерцание, отражая естественный свет. Цветовая гамма японского жилища создается из расчета на освещение без теней и прямых солнечных лучей, которое возможно благодаря полупрозрачным стенам и далеко вынесенной кровле, все это ярко характеризует интерьер в японском стиле. Полупрозрачность, изолированность. Достигается посредством: использования рисовой бумаги, жалюзи. Сложные светотени. Достигается с помощью: использования в интерьере жалюзи, решеток, создающих сложную игру света и теней.

Роль мебели выполняют ниши и перепады уровня пола. Встроенные стабильные элементы. Скульптурность

Итак, японские интерьеры, в отличие от европейских, были лишены большого количества объемных предметов обстановки. Роль мебели выполняли ниши и перепады уровней пола. В относительно пустом и свободном пространстве выразительно смотрится любая лаконичная конструкция или встроенный элемент (например, ниша). Размеры предметов обстановки должны быть невелики, как подразумевает интерьер в японском стиле. Вся комната воспринимается со зрительного горизонта, находящегося в 70 см от пола. Это позволяет сократить общую высоту дома.

Достигается из-за: скульптурности интерьера за счет повышения и понижения плоскости.

Организация спального места

Достигается благодаря: использованию подиума, на который можно положить матрас, а не обычной кровати.

Система разноуровневости. Разноуровневый пол и потолок

Достигается с помощью: повышенного пола, подиума; лестницы; стеллажей; разных уровней потолков и стен, ниш.

Русско-дизайнерский разговорник

Цую-сёин – в японском интерьере ниша с окном и подоконником, который играет роль стола для чтения и письма.

Токо или токонома – ниша, в которую помещали цветы, курильницы, свитки.

Тигайдана – ниша для книг, которую часто включает в себя современный интерьер в японском стиле.

Татами – маты, изготовленные из травы игусса и имеющие прослойку из рисовой соломы. Из нескольких татами составляется ложе, на которое сверху кладут матрас из хлопка – футон. Таким образом, футон – один из древнейших натуральных ортопедических матрасов.

Танзу – ступенчатый шкаф.

Яма – раскладной диван с мягким матрасом футоном, интерьер в японском стиле предполагает, что все в интерьере быстро трансформируется и раскладывается.

Фусума – раздвижная внутренняя перегородка. Изготавливается из плотной, часто рисовой бумаги или картона на деревянной раме. Перегородка фасума покрыта росписью.

Бёбу – ширма.

Сёдзи – наружная стена дома, которая изготовлена из плотной бумаги без росписей или рисунков.

Сансуй (“горы-воды”) – широко распространенный тип идеализированного пейзажа. Часто выражение употребляется просто для обозначения пейзажа.

Сеин – окно. Формула этого стиля – «будь чистым». Окна и межкомнатные перегородки затягиваются белой бумагой. Современный дом в японском стиле поменял бумагу на матовое стекло.

Интерьер квартиры в японском стиле. Принципы и особенности интерьера

Несмотря на то, что во всем мире уже довольно давно пользуются успехом как японский интерьер, так и японская философия, западному человеку до конца непонятна взаимосвязь между этими понятиями. Но вместе с тем, для японца, да и вообще для восточного человека, тот или иной предмет в интерьере (либо сочетание предметов и тонов) несет в себе определенный философский смысл.

Читайте также:  Зеленый цвет в интерьере. Фото

Фраза «Восток — дело тонкое» из знаменитого фильма абсолютно точно описывает сложную систему мировосприятия восточного человека. Даже восточный танец — это не просто совокупность движений, но каждое па — это отрывок из жизни героя, которого изображает танцор.

Примерно то же самое можно сказать и о восточных стилях оформления квартиры, в частности — о японском стиле. Особенностью интерьера квартиры в японском стиле, прежде всего, является насыщенность, калоритность. Наверное, это обусловлено их географическим расположением. Сравнительно маленькая территория научила японцев так называемой экономии пространства, когда любой созданный предмет должен совмещать компактность и функциональность. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на высокую скученность композиций, в оформленном по-японски помещении остается много свободного пространства. Причем, пространство, в отличие от декора, четко структурировано. Наверняка, это тоже связано с необходимостью рационального использования территории.

Как обустроить интерьер квартиры в японском стиле?

Нужно сказать, что японский стиль является очень сложным разделом в дизайне интерьера, и без специальных знаний Вам не удастся даже наполовину воссоздать японскую обстановку. Да, Вы создадите красивую уютную комнату. Да, Вы сможете сделать из своей квартиры музей для друзей и соседей. Но для того чтобы Ваши творения действительно несли в себе дух Японии, нужно очень много теории и еще больше практики! Как мы уже говорили, сочетание предметов и тонов в японском интерьере неразрывно с идеологическими понятиями этого народа. Конечно, здесь немалую роль играют и личные убеждения и вкусы хозяина жилища, но, изучив общие аспекты мироощущения японского народа, можно уже добиться немалых успехов в этом направлении.

Ниже приведены три основных принципа, которые являются своеобразными аксиомами японского интерьерного дизайна:

  • подвергаясь влиянию времени, красота не меркнет, но преобразуется, и эти изменения нужно ценить; старость для японца — не потеря красоты, а приобретение мудрости; увядание растения — не смерть, а жертвование себя во имя новой жизни;
  • часть системы — это не только составляющее целого, но самостоятельный элемент, со своими специфическими качествами и признаками, который не только действует по общим правилам, но и выполняет какую-то свою определенную задачу;
  • для японца характерно уйти не прощаясь, либо бросив какую-то неопределенную фразу, или неожиданно оборвав разговор на полуслове; важна атмосфера недосказанности, незавершенности, неопределенности; отсутствие целостности; неожиданный конец — и такое же неожиданное начало.

Особенности японского интерьера

Наверное, такая атрибутика присуща народам любой островной страны, когда каждый отдельный остров несет в себе совершенно новые культуру и традиции. Так и для японского стиля характерна неожиданная смена композиций, и даже не пытайтесь отыскать какую-либо системность. Из цветов в основном используются природные светлые тона: кремовый, бежевый, белый, молочный; из материалов преобладают дерево, солома, бамбук, рисовая бумага, натуральный камень, плетеная лоза. Из предметов интерьера — только самое необходимое; особенно это касается мебели. Основными ее качествами должны быть компактность и функциональность. Как правило, выполнена мебель из плетеной лозы и из бамбука. Зачастую лакируется.

Обязательно должны быть раздвижные перегородки и ширмы. Особое значение придается текстилю. Как правило, это шелк и хлопок. Ткани идут на изготовление ширм, ковров, циновок, занавесок, на которых выполнены знаменитые японские узоры в виде цветов, листьев, иероглифов. Шторы, как правило, изготавливаются в виде нескольких равных по размеру полотнищ ткани. Для фиксации их в натянутом (обязательно) положении используются специальные вставки. В обязательном порядке присутствует мелкий декор. Очень популярны чайные сервизы, куклы в национальных костюмах, расписные веера, маленькие шкатулки, небольшие керамические изделия, палочки для еды, расписная посуда из керамики и др.

Все это располагается так, чтобы в помещение попадало достаточно дневного света. Помимо этого, интерьер дополняют лампы с бумажными абажурами разных цветов. Такие абажуры обеспечивают мягкое, рассеянное освещение, благодаря чему отдельные участки комнаты почти не освещаются.

Как видите, для того чтобы создать интерьер в исконно японских традициях, придется немало потрудиться, но зато эта необыкновенная, сказочная обстановка будет как бы переносить Вас в другой мир — мир тишины, покоя, умиротворения! Я не знаю, почему это происходит, в чем скрывается волшебство японских композиций и японской культуры вообще, но, побывав хотя бы один раз в этой стране, ты становишься совершенно другим человеком, начинаешь задумываться о том, о чем раньше даже не догадывался! И привозишь с собой мечту сохранить японские традиции хотя бы в пределах своего дома!

9 особенностей японского интерьера

Цветущая сакура, заснеженная вершина Фудзиямы практически идеальной треугольной формы, разноцветный шёлк кимоно, небоскрёбы Токио, изящные домики с остроугольной крышей, суши и саке — вот, пожалуй, самые первые ассоциации, которые возникают после упоминания о Японии. В последние несколько лет к этому ассоциативному ряду присоединился и японский стиль в интерьере, который уже завоевал популярность во многих странах мира.

Японский стиль для оформления интерьера можно выбрать по самым разным причинам:

  • во-первых, его минимализм отвечает самым актуальным модным тенденциям;
  • во-вторых, японский стиль — это не просто вариации на тему украшения комнаты, но и отдельная философия, потому такой вариант оформления интерьера привлекает тех, кто серьёзно увлекается Востоком и буддизмом.
  • в-третьих, для нашей страны такой интерьер остаётся экзотикой и позволяет выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность;
  • в-четвёртых, интерьер, оформленный в японском стиле, позволяет максимально эффективно организовать пространство, использовать каждый уголок и сантиметр квартиры, он очень функционален и практичен;
  • в-пятых, японский стиль в интерьере — это просто необычайно красиво и элегантно.

Какие же особенности и характеристики позволили японскому интерьеру стать одним из самых известных на планете и соперничать с такими признанными лидерами, как классицизм, средиземноморский стиль и минимализм? Можно ли оформить в японском стиле обычную городскую квартиру со скромными размерами жилой площади?

Японский интерьер легко узнаваем, причём не только благодаря использованию в качестве декора иероглифов, но и своему неповторимому шарму и элегантной сдержанности

Особенность первая — ничего лишнего

Лаконичность — безусловно, главная характеристика японского стиля в интерьере. Присутствуют только функциональные предметы, использующиеся в повседневной жизни. Например, своё место на открытых полках могут занять любимые книги или посуда, из которой будут угощать гостей, а вот различным безделушкам или сувенирам места нет. Единственное исключение — статуэтки Будды или другие культовые вещи, имеющие большое значение для владельцев.

Большая часть вещей надёжно прячется за фасадами встроенных шкафов и закрытых полок, которые часто окрашиваются в тон стен, создавая впечатление практически пустого, ничем не загромождённого пространства.

В этом отношении японский стиль перекликается с минимализмом, его часто называют самым лаконичным этническим вариантом оформления интерьера.

Яркий пример лаконичности в японском интерьере — минимум оттенков, простые формы, никакой вычурности или пафоса

Особенность вторая — отсутствие ярких красок

Для японского интерьера характерны пастельные, природные оттенки — молочный, бежевый, кремовый¸ песочный, жемчужный, тёмно-коричневый. Часто комнаты в таком стиле оформляют, используя традиционные, наиболее контрастные цвета — чёрный и белый. Например, ярко и необычно выглядят иероглифы, написанные чёрной краской на белой стене, или простые белоснежные керамические чашки на чёрной деревянной полке.

Если африканский стиль — это жёлтый и оранжевый тона, средиземноморский — синий и оливковый, кантри — пёстрое сочетание всевозможных оттенков, то японский стиль по цветовой гамме больше всего похож на классику с её белоснежными колоннами и пастельными тонами отделки.

Зелёный и красный цвета тоже иногда используются в японском интерьере, однако они чаще представлены своими светлыми или тёмными оттенками, чуть приглушёнными и не слишком яркими. Цветовая гамма японского стиля — это краски пожухшей осенней листвы, морской пены, безоблачного неба, цветущей сакуры, прибрежных камней и полной луны.

Чёрный и белый — традиционные цвета японского стиля, подчёркивающие его сдержанность и лаконичность

Особенность третья — шторы

Главный принцип японского стиля — «ничего лишнего» — продолжают шторы, которые своими строгими формами и отсутствием каких-либо оборок и складок могут поспорить с более знаменитыми римскими «коллегами».

Японские шторы — это равные по размеру полотнища ткани, чаще всего натуральной — хлопка, льна, шёлка, которые размещаются по периметру окна. Часто их называют ещё экранными или панельными шторами, так как они действительно крепятся на окно в виде экрана, вполне справляясь с ролью защиты от солнечных лучей и любопытных взглядов.

Чтобы штора висела ровно, в её основание крепится жёсткая вставка, в таком виде полотнище может перемещаться по окну в нужном направлении, в отличие от римских штор никогда не поднимаясь вверх. Японские шторы могут использоваться не только для украшения окна, но и для обрамления дверного проёма, если ткань достаточно плотная — то и в качестве ширмы, отделяющей одну зону помещения от другой.

Японские шторы обычно выдержаны в такой же цветовой гамме, как и весь интерьер — бежевые, белые, молочные, рисунок имеет право на существование, однако должен чередоваться с однотонной поверхностью

Особенность четвёртая — единение с природой

Чтобы понять эту отличительную черту японского стиля, необходимо помнить об особенностях самой страны — небольшой, перенаселённой, постоянно подвергающейся испытаниям в виде землетрясений, ураганов и цунами. Японцы очень бережно относятся к окружающей среде и считают своё жильё неотъемлемой частью природы, что прекрасно видно на примере японского сада, в котором дом становится ещё одним из элементов ландшафтного дизайна.

Для японцев традиционным продолжением интерьера дома или квартиры всегда был и остаётся пейзаж. Эту особенность национального жилища можно удачно использовать в условиях загородного дома, сделав стену в зимний сад или на террасу раздвижной.

В отношении интерьера квартиры близость к природе проявляется и в выборе неброских, пастельных оттенков, и в максимально широком использовании натуральных материалов. Камню японцы предпочитают дерево, ширмы, заменяющие стены и перегородки, могут быть выполнены из рисовой бумаги или бамбука, напольное покрытие — тоже натуральное дерево или всё тот же очень прочный и надёжный бамбук, стены могут быть украшены деревянными панелями, шторы — только натуральные, из шёлка или льна и так далее.

Комнатные растения тоже способствуют близости к природе, однако в японском интерьере будут неуместны пышные пальмы или огромные фикусы — цветы здесь тоже лаконичны и в то же время выразительны. Лучше выбрать традиционный японский бонсай или даже засушенную композицию из растений — икебану.

Плетёные циновки, деревце бонсай — всё это непременные элементы японского интерьера

Особенность пятая — пустота и простор

Классические японский интерьер — это удивительно пустое, по европейским меркам, пространство, в котором, на первый взгляд, вовсе нет предметов мебели. Совсем без предметов меблировки обойтись, конечно, нельзя, хотя японский стиль настойчиво стремится создавать подобное впечатление.

Как оформить интерьер без мебели? Легко! Подиумы, которые часто становятся частью японского интерьера, на самом деле являются очень вместительным местом хранения — люки, ящики и ниши в полу способны вместить массу полезных и нужных вещей, а остальные предметы прячутся во встроенные шкафы, окрашенные в цвет стен. Местом для отдыха служат татами — плетёные циновки, небольшие подушки и маты из ткани. Все эти предметы в любой момент могут быть убраны из помещения и даже когда татами разложены по комнате, они выглядят, скорее, как напольное покрытие, чем диван или кресло.

Японский интерьер достаточно функционален и вовсе без мебели — мягкие подушки и татами вполне способны заменить традиционные диваны, кресла и стулья

Особенность шестая — оригинальная мебель

Конечно, японский интерьер совсем без мебели — это с одной стороны ярко выраженная классика, проверенная веками, а с другой — экзотика в чистом виде. Однако жителям западных стран полностью обойтись без предметов мебели очень сложно, потому японский стиль оформления интерьера предлагает свой, особый вариант меблировки комнат.

Чтобы представить себе японскую мебель, нужно мысленно «отпилить» ножки у обычного обеденного стола и стульев, кровати и дивана. Японская мебель — это приземистые конструкции, низкие, но при этом достаточно удобные.

Если у обычного европейского стула отпилить ножки, а стол опустить к полу на несколько десятков сантиметров, то получится вполне традиционный японский обеденный гарнитур

За традиционным японским столиком сидеть на обычных стульях никак не получится — только на подушках, татами или плетёных кругах. К такому способу приёма пищи европейцам нужно привыкнуть — на первый взгляд это довольно неудобно

Антикварная японская мебель носит название тансу — это необычные комоды на колёсиках, дорожные сундуки с массивными крышками, которые также могут служить и в качестве скамеек, буфеты и лестницы-шкафы, в которых каждая ступенька является вместительным ящиком.

В переводе с японского тансу означает — «коробка», то есть обычное место хранения вещей, представляющих собой особую ценность для семьи, надёжное, вместительное и легко перемещаемое в пространстве.

В японском интерьере именно тансу заменяют традиционные для Европы стенки, шкафы-купе и многочисленные открытые полки. Даже книги зачастую складываются именно в закрытые сундуки, чтобы не загромождать пространство лишними предметами.

Ещё одна особенность японских шкафов — они имеют гладкие фасады, без выразительной резьбы, украшений, рисунков и фурнитуры.

Японская кровать — это не обязательно татами или просто кинутый на пол матрац, хотя такой вариант имеет полное право на существование, в современной интерпретации — это обычная в целом кровать с изголовьем, только низкая и без привычных ножек.

Японская кровать, если позволяют размеры помещения — всегда низкая и широкая, располагается традиционно в центре помещения и становится главным, а зачастую и единственным предметом мебели

Минимум мебели — отличительная черта японского интерьера

Особенность седьмая — аксессуары

Как уже было сказано выше, аксессуары в японском интерьере не играют главную роль, однако обязательно присутствуют — без них дизайн будет выглядеть незавершённым.

Такие небольшие, но значимые элементы интерьера могут представлять собой миниатюры нэцкэ, бамбуковые коврики, шкатулки, веера с изображениями сакуры, интерьерные куклы в кимоно, керамические вазы, декоративные деревца бонсай, простые циновки и прочие вещи в восточном стиле.

Особое место в японском интерьере занимают икебаны, а также ниши в стене, в которых располагаются особенно значимые предметы, неповторимые произведения искусства, например, древний свиток с мудрым изречением, статуэтка Будды, редкая ваза эпохи Минь и так далее.

Важный нюанс — японцы размещают на одной стене только одну нишу с вазой или статуей, всего одну картину, на которую делается основной акцент. По мнению японцев, повесить на стену сразу несколько картин — всё равно, что слушать одновременно несколько песен.

Минимум аксессуаров, каждый из которых может нести особый смысл — ещё одна особенность японского интерьера

Особенность восьмая — философия

Как отмечают профессиональные дизайнеры, японскому стилю присуща некая незаконченность, загадка. В таком интерьере каждый может найти что-то своё, трактовать те или иные образы совершенно по-разному. Ясность и многословность чужды японцам и в оформлении интерьеров эта характерная национальная черта проявилась особенно ярко.

Философию японского интерьера можно описать как «красота в малом», без пафоса, кричащих красок и лишних деталей.

Психологи отмечают, что квартира или дом, оформленные в японском стиле, действуют умиротворяюще на всех его обитателей, помогают оставить за порогом все проблемы и хлопоты «большого мира», ощутить спокойствие и расслабиться в уютной обстановке.

Читайте также:  Минимализм в интерьере. Фото

Обычно японский стиль в интерьере выбирают люди рассудительные, способные видеть прекрасное в самых обыденных, простых вещах.

Прежде чем украшать стену картиной или фонариком из рисовой бумаги с изображением иероглифа, неплохо было бы узнать, что именно означает тот или иной символ — «просто красивые» рисунки в японском интерьере встречаются редко, обычно это надписи с глубоким смыслом, пожеланиями добра и благополучия

Кстати, японцы с помощью икебаны, которая для европейца будет выглядеть просто засохшим букетом, могут выразить своё сегодняшнее настроение.

Особенность девятая — универсальность

Японский интерьер позволяет максимально эффективно использовать пространство, отлично подходит и для оформления загородного особняка, и для крохотной городской квартиры. «Квартирный вопрос» в Японии стоит очень остро, потому жители этой страны научились ценить каждый квадратный метр пространства, стараясь спланировать расположение предметов мебели и функциональных зон так, чтобы было комфортно всем членам семьи.

Такой принцип позволит даже в квартире-студии площадью не более 30 «квадратов» организовать полноценное спальное место, столовую и зону релакса. Традиционные ширмы могут служить перегородками, матрацы или татами на день прячутся в стенные ниши или в подиум, освобождая место для повседневных занятий, а за низким квадратным столиком на подушках сможет разместиться достаточно большое количество гостей.

Японский интерьер в квартире-студии позволяет создать множество практически незаметных мест хранения и организовать пространство таким образом, чтобы хватило места и для повседневных занятий, и для приёма гостей

Безусловно, выбор стиля интерьера — дело вкуса владельцев дома, одни предпочитают классику, другие — нарочито деревенское кантри, а третьи уверены, что нет ничего более привлекательного, чем хай-тек.

Однако нельзя не отметить, что японский стиль — один из самых элегантных, привлекательных и легкоузнаваемых из всех существующих направлений дизайна интерьера. Его чёткие геометрические линии, лаконичность и простота позволят добиться главной цели каждого домовладельца — создать уютное, комфортное и привлекательное жилье.

Японский стиль в интерьере

Японский стиль в интерьере: гармония пространства и цвета

В оформлении домов и квартир японский дизайн выбирают ценители минимализма и самобытной восточной культуры. Островное государство развивалось по самостоятельному пути, так что и философия, и порядок домашнего уклада сложились здесь своеобразные.

Пути воплощения японского интерьера

Есть два пути воплотить восточную обстановку:

  • Первый – полная калька традиционного оформления японских домов, с бумажными экранами-перегородками, минимальной меблировкой и узнаваемыми низкими столиками.
  • Второй – общее следование идее японского минимализма в интерьере и акцентное использование этнических аксессуаров.

Воссоздать аутентичную обстановку в российской квартире довольно проблематично из-за разницы культурных особенностей и порядка повседневной жизни, но дизайнеры разрабатывают весьма удачные стилизации. Общим для обоих случаев является лаконичность пространственных решений, естественность форм и характерная цветовая гамма.

Минимализм как доминанта

Одна из самых привлекательных черт восточной специфики.

Сдержанность и спокойствие присутствуют в планировочной композиции, в очертаниях мебели с простыми и натуральными формами, в количестве предметов обстановки – ничего лишнего: в интерьере японской гостиной меблировка сводится к низкому дивану и столику по центру помещения, в спальне – только кровать.

Даже цветовые сочетания строятся на двух-трех оттенках и исключают пестроту.

Форма

Характерное свойство восточного дизайна в интерьере – вытянутость по горизонтали. Связано это с обликом мебели – приземистой и компактной. К примеру, котацу – низенький столик со сложенным внизу одеялом, за него садятся прямо на пол. Пол в японском жилище – вполне функциональное пространство.

Вовсе не обязательно ставить котацу в свою гостиную. Просто присмотритесь к этим тонким горизонтальным линиям, лаконичным формам и перенесите в собственную квартиру. Заполняя комнату мебелью, идите от центра к стенам, а не наоборот.

Если позволяет площадь, выделите в доме отдельное помещение для чайных церемоний, медитаций или занятий йогой. Окрасьте стены в успокаивающий коричневый или зеленый, выложите пол подушками, добавьте живых растений и звук живой воды. Мир безмятежности готов.

Простор

Простота и скупость меблировки компенсируется большими пространствами. Планировочные объемы свободно моделируются благодаря раздвижным экранам сёдзи. Традиционный экран изготавливают из тонкой полупрозрачной бумаги на деревянном каркасе.

Для японского стиля в современной квартире используют стеклянные панели внутри деревянной рамы, такие раздвижные перегородки отлично пропускают солнечный свет.

Простор в восточном интерьере комнаты сочетается с натуральными материалами и мягкой цветовой палитрой без ярких и холодных оттенков.

Как упоминалось выше, в японских интерьерах господствуют принципы свободного пространства и минимализма. Один из способов их реализовать – естественное освещение.

Если в частном доме приемлемы прозрачные раздвижные двери и широкие окна в роли условной границы с природным окружением, то для дизайна квартиры в японском стиле достаточно панорамного остекления.

Плотные портьеры здесь ни к чему, они препятствуют течению естественного света. Лучше вообще на окна ничего не вешать, в крайнем случае – выберите шторы с бамбуковым оттенком или прозрачный тюль.

Что касается искусственного света, то он должен быть спокойным и мягким. Светлые абажуры, рассеивающие световой поток, – самое удачное решение.

Популярные цвета в интерьере японского дома

Обстановка подразумевает лаконичную палитру из природных тонов:

Цветовую доминанту вводят дерево и живые растения. Дизайн в японском стиле сводится к простой нейтральной гамме.

Как мы можем адаптировать ее к нашим условиям?

  • Используйте деревянные стеллажи, настенные панели и пол из древесины, подойдет также имитация натурального серого камня.
  • Наполните комнату растениями с зелеными листьями.

Можно ввести один яркий цвет для контраста, но все же ключевым в восточном интерьере квартир является природная простота.

Аксессуары

Это ключ к созданию правильного антуража. Дизайн комнаты в восточном стиле строится на аутентичных деталях:

  • настенная живопись тушью
  • специальная мебель и посуда для чайных церемоний
  • ширмы с художественной росписью
  • большие настенные веера
  • церемониальное оружие

Важно не перегрузить интерьер этническим декором и тонко чувствовать грань между стилем и китчем, иначе те же ножны катан будут восприниматься безвкусицей.

Культура Страны восходящего солнца пропитана поклонением перед природой. Лучший способ передать это уважение – наполнить обстановку традиционными растениями: бамбуком, бонсаем.

Можно выбрать любой вид зелени (пальмы, орхидеи), но помните, что яркие цветочные аранжировки в японском дизайне квартиры не приветствуются. Растение должно смотреться изысканно и естественно.

Оформление гостиной

Дизайн гостиной в японском стиле использует отделочные материалы естественного происхождения:

  • пол лучше выложить светлой древесиной
  • стены облицевать древесными панелями или оштукатурить, оклеить нейтральными по цвету и рисунку обоями

Выбор мебели – только самой необходимой, низких и строго геометричных форм. Неуместны гнутые ножки, вычурность, резные детали.

В окружении светлых отделочных материалов красиво смотрится кресла и столы из темного дерева. Для обивки диванов и пуфов подбирают прочную однотонную ткань, предпочтительно натуральную. Оформление можно дополнить подушками и мягким ковром.

Классический элемент интерьера гостиной в восточном стиле – бумажная ширма на каркасе. В стилизованном виде ее можно использовать как декор, чтобы поддержать экзотический образ жилища.

Комната получит более живой вид, если внутри расположить цветы в стеклянных или керамических вазах – изящных, но простых по форме. Чтобы сэкономить место, их ставят в ниши.

Для создания в японском дизайне гостиных рассеянного освещения понадобятся классические светильники с абажурами из рисовой бумаги – цветные или белые. Окна оформляют легкими занавесками из шелка, хлопковыми роликовыми шторами, деревянными жалюзи. В качестве украшений подойдут веера, благовония на подставке, каллиграфические панно.

Японский интерьер в спальне

Принцип предельной функциональности формирует в комнате атмосферу чистоты и спокойствия. Как и в случае с гостиной, здесь используются природные материалы:

  • для пола – широкая паркетная доска
  • потолок – подвесной или натяжной, обязательно гладкий
  • стены штукатурят, обшивают деревом, оклеивают обоями

Для дизайна спальной комнаты в японском стиле используют мягкие сочетания белых, бежевых, коричневатых оттенков, глубокий черный цвет придает помещению выразительность.

Как и в гостиной, здесь расставляют бонсай, стены украшают каллиграфией, настраивают рассеянное освещение. Кровать – приземистая и широкая. Места хранения лучше всего организовать во встроенном шкафу-купе.

В стилизованный под Восток интерьер спальни важно подобрать правильный текстиль: со строгим неагрессивным геометрическим орнаментом или этническими растительными мотивами. Под ноги положите небольшой коврик.

Дизайн японской кухни

Азиатский стиль оптимально подходит для маленьких помещений, т.к. визуально расширяет их:

  • светлой отделкой
  • грамотным освещением (максимальный естественный свет плюс рассеянная подсветка в функциональных зонах)
  • идеальным порядком и отсутствием лишних вещей

Бытовая техника обычно укрыта в шкафах за непрозрачными дверцами. Если для вещи не находится места хранения, от нее стоит отказаться: ничто так не уменьшает и без того компактную кухню, как ряды посуды и аксессуаров, готовые полностью захватить пространство.

Японский стиль в оформлении кухни не приемлет мебель массивную и тяжелую, лучше установить трансформируемый гарнитур из бежевого или светло-коричневого дерева, часто – неокрашенного, с подчеркнутой фактурой. Исключены пластиковые детали. Для декора подходят соломка, сизаль, керамика, лен.

В квартире-студии границу обеденной группы и гостиной обозначают ширмой. На кухнях с дизайном в японском ключе можно использовать спокойные естественные оттенки зеленого и красного, избегая излишне кричащих красок.

Ванная комната с восточным акцентом

Пространство принято делить на зоны для умывания, раздевания и омовения. Их границы обозначают раздвижными перегородками.

Обстановка традиционной азиатской комнаты может состоять только из нескольких элементов: ванны на подиуме, панорамного окна и пушистого ковра под ногами. В современном дизайне ванной, выполненной в японском стиле, сочетаются национальная экзотика и модные тенденции: здесь вы встретите деревянную купель офуро (со скамейкой для сиденья), прямоугольные раковины и смесители, квадратные подвесные шкафчики.

Белая сантехника соседствует с каменной раковиной. Крупная речная галька обозначает зону омовения.

Восточный интерьер ванной комнаты проявляется через детали:

  • вазы с бамбуком
  • деревянные ширмы со стеклянными вставками
  • зелень в широких напольных кадках
  • бамбуковые циновки
  • ниши для махровых полотенец
  • обилие предметов из дерева – тарелки, вазы, жалюзи

Оформление японских интерьеров в современных квартирах и домах

Если вам близок спокойный минималистичный стиль, пропитанный древней культурой, воплотить его в наших реалиях несложно. Наполните дом элементами из настоящего дерева, простой зеленью, удобной мебелью, организуйте естественное освещение и приглушенный искусственный свет, используйте натуральные цвета и тематические аксессуары. Созданная обстановка расскажет о вашей любви к восточной культуре и природе.

Если Вам нужна помощь, команда “ТопДома” разработает и реализует проект дизайна, стилизованный под японский стиль и максимально адаптированный под планировку вашего дома или квартиры.

Японский стиль в интерьере: описание и фото-примеры

В любой японской обители акцентированное внимание уделяется созданию атмосферы, которая всячески обеспечивает гармонию человеческого духа и тела. В таком интерьере можно почувствовать всю глубину японской философии, напоминающей о важности единения человека с природой всеми возможными способами.

Японский стиль в интерьере квартиры

Особенности японского стиля в интерьере

Чтобы лучше понять, чем отличается интерьер в японском стиле, достаточно ознакомиться с его главными составляющими:

  1. Минимализм и прагматизм. Японцы ценят простор. Считается, что обилие «лишних» вещей и украшений негативно отражается на энергетике дома. Поэтому в квартире должно быть только самое важное, то, что необходимо;
  2. Функциональность. Этот пункт является продолжением первого, поскольку сохранение свободного пространства напрямую зависит от удобства и многофункциональности выбранной мебели.
    Японский стиль интерьера предполагает наличие всевозможных предметов-трансформеров, которые могут решать сразу несколько задач и позволяют экономить полезное пространство;
  3. Близость к природе. При создании интерьера в японском стиле следует использовать исключительно натуральные материалы: и для отделки помещения, и в обивке мебели, и в текстильном оформлении;
  4. Мобильность. Исторически сложилось так, что японцы вынуждены проживать в малогабаритных квартирах, в которых весьма актуальны частые перестановки.
    Одно и то же помещение может служить для различных целей. К примеру, гостиная или столовая, где принято проводить время днем, превращается в спальню ближе к ночи.
    Чтобы такие метаморфозы были реальными, следует уделить особое внимание выбору всех составляющих интерьера.

Материалы и отделка

Потолок

Классическим вариантом потолка в японском стиле является однотонное натяжное полотно. Желательно, чтобы поверхность натяжного потолка была матовой, поскольку глянцевый блеск противоречит правилам данного направления в дизайне. Аналогом натяжному потолку могут стать стеклянные матовые плиты с умеренной подсветкой.

Стены

В традиционных японских помещениях на стенах часто встречаются деревянные рамы, обтянутые рисовой бумагой, однако, при частичной стилизации комнаты достаточно использовать подходящие по оформлению обои.
Стены квартиры в японском стиле также можно задрапировать тонкими натуральными тканями, цвет которых должен быть максимально приближен к оттенку напольного покрытия.

Идеальным материалом для пола в японском стиле станет натуральное светлое дерево. В том случае, если этот вариант покажется вам слишком дорогим, всегда можно прибегнуть к бюджетному решению вопроса.
Ламинат из бамбука – отличная замена натуральному дереву, а его внешний вид не менее удачно подчеркнет тематику выбранного интерьера.
Соблюдая главные правила японского стиля в оформлении помещения, не следует забывать и о размещении плетёного коврового изделия (татами). Его можно постелить под комодом или столиком для чаепития.

Цветовое оформление

Японский стиль в интерьере – это лаконичность, спокойствие и уравновешенность. Если вы являетесь поклонником красочного дизайна с доминированием кричащих цветов, то этот стиль, возможно, вам не подойдет…
Ведь в японском интерьере преобладают: кремовый, бежевый, светло-серый, серо-зеленый, белый и древесные оттенки. Чтобы создать минимальный контраст в помещении, можно использовать красный и черный цвет.

Освещение

В интерьере на японский манер приветствуется полноценное многоуровневое освещение, которое регулируется в зависимости от времени суток. Расцветка светильников не должна кардинально выделяться на фоне спокойного дизайна помещения.
И также важной особенностью освещения является использование источников рассеянного, а не направленного света.
Поэтому в таких интерьерах часто можно встретить абажуры из рисовой бумаги и бамбука.
Лампы и бра, расположенные в разных уголках комнаты, призваны менять восприятие интерьера, освещать конкретные предметы или зоны. Такой прием визуального зонирования очень важен для помещений с открытой планировкой.

Мебель в японском стиле

Правильный выбор мебели — обязательное условие для создания гармоничного интерьера в японском стиле.

Как правило, стилевой мебели свойственны:
— простая геометрия;
— отсутствие художественных декоративных деталей на поверхности мебели;
— приземистость.

Для создания полноценного японского стиля в интерьере достаточно разместить в комнате раздвижной шкаф с дверцами-окошками и невысокий столик для проведения чайных церемоний.
Японский минимализм может избавить вас от необходимости приобретения многих предметов мебели, которыми обставляются «обычные» квартиры.
В помещениях, стилизованных под японский стиль, отсутствуют громоздкие комоды, кресла, платяные шкафы и трюмо.
Прикроватной мебели свойственны простота и небольшие габариты. Обивка мягкой мебели должна быть натуральной и прочной (кожа, замша, хлопок).
Для хранения одежды можно использовать не только встроенный шкаф, но и небольшие сундуки в японском стиле, которые считаются неотъемлемой частью интерьера у жителей востока.

Обратите внимание и на японские виды мебели:
• татами (маты, сделанные из тростниковых прутьев);
• футон (хлопковый матрац);
• бёбу (перегородка, ширма);
• тансу (комод с выдвижными ящиками).

Читайте также:  Спальня в зеленом цвете

Детали и декор

Как уже было сказано, в японском стиле интерьера приветствуется небольшое количество декоративных элементов и аксессуаров. Наиболее аутентичным дополнением могут стать:

  • Напольные вазы;
  • Веточки цветущей сакуры;
  • Японские веера;
  • Икебаны;
  • Самурайские кинжалы;
  • Изображения иероглифов;
  • Раздвижные ширмы для зонирования пространства;
  • Шкатулки;
  • Фигурки нэцке;
  • Карликовые деревья бонсай.

Оформляя японский интерьер, необходимо помнить, что всё в нём направлено на формирование атмосферы спокойствия и релаксации.

Дизайн интерьера в японском стиле — фото

Японский стиль в интерьере гостиной:

Интерьер кухни в японском стиле:

Японский стиль в интерьере спальни:

Интерьер ванной комнаты в японском стиле:

Японский стиль в интерьере — видео:

История и особенности дизайна интерьера квартир в японском стиле.

В последнее десятилетие в нашей стране в моду прочно вошел азиатский стиль интерьера, отображающий культуру стран Средней Азии, Японии, Кореи, Китая, Вьетнама и др. Квартирных дизайнеров привлекает изящество этого стиля, его необычные решения, удивительным образом сочетаемые роскошь и простота, законченность образов и в тоже время – их функциональность.

Восточная культура очень популярна и на Западе. Особый интерес вызывает Япония, чьи таинственные самобытные традиции идут в ногу с прогрессом. Свою популярность среди прочих стилей в оформлении интерьеров японский стиль заработал своей функциональностью, элегантностью и необыкновенностью стилевых решений.

Дизайн квартир в японском стиле тесно связан с природными материалами, цветами и композициями. Наилучшим воплощением такого дизайна является естественный японский пейзаж.

Японский стиль интерьера – это одна из самых популярных этнических разновидностей минимализма, которая отличается безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Можно сказать, что это минималистично-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В территориально небольшой и перенаселенной стране особо ценится пространство – вот почему и внутреннее обустройство помещений, с целью компенсировать недостаток полезной площади, сводит на минимум мебель и прочие привычные атрибуты европейского жилого дома.

У японцев особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели. Поверхность мебели и стен всегда гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк.

Японский дизайн интерьера способен успокаивать. Закрыв за собой дверь квартиры, все проблемы вы оставляете снаружи. Весь секрет – в философской пустоте помещений, в отсутствии лишних и ненужных предметов, которые отвлекают от глубоких мыслей. Основные требования к интерьеру этого стиля позволяют дому быть достаточно современным и уютным жильем, поместив в пространство квартиры лишь то, что выдержано в минималистском духе. Ничто ни к чему не обязывает. Важно просто соблюдать цветовую гамму и определенную направленность дизайна. Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.

По свидетельству дизайнеров – на сегодняшний день это самый востребованный этностиль. Считается, что традиционная японская культура сложилась в 16-17-х веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию, формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов – ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национальной культуры.

Для Японской философии характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность внешней суете, способность видеть прекрасное в простом и естественном. Отсюда и основной принцип в интерьере японских жилищ – много свободного пространства и минимум вещей.

Философия японского дома тесно связана с природой – с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его природная черта – это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались привить интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом.

Основная часть дома – открытое пространство, включающее в себя:

  • зону гостиной;
  • открытую кухню;
  • чайный подиум;
  • столовую;
  • рабочее место.

Границы зон обозначены перегородками из матового стекла, которые стилистически напоминают традиционные японские бумажные ширмы. Гостиная или место для отдыха всегда располагаются в центре дома.

История возникновения японского стиля обусловлена, в первую очередь, природой. Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясений сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом, зачастую, является лишь частью сада. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит и стройная гармония в дизайне квартир.

Такое своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Ученые, например, установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» около шестидесяти раз.

Разумеется, всё это обусловлено не только религиозными убеждениями (считается, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.

Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к архитектуре жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать дом от сильных косых ливней, а как следствие, дают постоянную затенённость комнат. Навесы и веранды – энгава – становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё. Дом погружается в искусственно рассеянную тень.

С металлом у японцев особые отношения. В японском интерьере его применение сведено к минимуму и металл проявляется только в виде необходимых мелких аксессуаров и предметов декора. Причина очевидна: Япония небогата металлосодержащими рудными ископаемыми, к тому же, влажный климат вызывает быстрое разрушение металлических конструкций ржавчиной. Но вместо того, чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и особо ценное, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в избытке в Японии, смотрится негармонично и вычурно – холодный искусственный свет никогда не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.

Вообще, японцы очень тонко играют со светом и пространством. Многостворчатые ширмы фусума и оклеенные бумагой раздвижные экраны создают каждый раз новую геометрию интерьера, позволяют уединяться, оставаясь при этом в комнате. Для утонченных японцев это крайне важно, особенно если дом имеет всего один этаж почти ничем не разделенного пространства.

Тем не менее, в большинстве случаев, все это относится к Японии достаточно далекой от той, которая существует сейчас. Верность традициям была неотступной лишь до некоторых пор. В начале 1870-х годов, когда Япония перестала противиться интерьерным заимствованиям, европейские и американские архитекторы возвели на островах восходящего солнца потрясающие строения, с использованием бетона, стекла и камня. Новые здания быстро завоевали популярность, но свое слово сказала природа – Токио и его окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года.

К современным материалам вновь обратились лишь после Второй мировой войны, когда в городах стали появляться высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные конструкции, которые, невзирая на свой высокий рост, не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться» при 9-балльном подземном толчке.

Но, несмотря на мощный индустриальный прогресс, японцы остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов зданий и комплексов, в которых развивает тему «пространственной архитектуры», уподобляя свои постройки растущему дереву. Гибкая пространственная структура стала почти обязательным атрибутом возводимых в Японии зданий. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады: для понижения температуры в городе.

Сегодня мода на все японское – совсем не новинка, и трудно найти человека, который не представлял бы себе, что такое японский стиль в интерьере квартиры. Но не все знают, что к минимализму Япония пришла не только в результате погони за эстетикой. Стремление к простоте и функциональности – основным принципам японского домоустройства – отнюдь не дань моде, а следствие истории и национальных особенностей культуры страны восходящего солнца.

Традиционный японский дом не имеет стен. Пейзаж является естественным продолжением интерьера. Изнутри дом делится не на комнаты, а на функциональные зоны с помощью ширм, которые делают пространство квартиры легким и прозрачным (переставляя их можно обновлять интерьер хоть каждый день), или за счет перепадов уровня пола.

Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи и домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.

В японских квартирах также часто используются тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и такие аксессуары, как букеты-икебаны, статуэтки, небольшие скульптуры.

В интерьере этого стиля должны быть и контрасты. Это, возможно, идет от стремления японской культуры искать баланс противоположностей; инь и янь, огонь и вода, свет и тень, земля и воздух. Это могут быть сочетания цветов: например, черный с белым или венге со светло-бежевым (классическое сочетание японского интерьера).

Зонирование пространства в квартирах чаще всего производится с помощью цвета и уровня пола, полупрозрачной ткани или раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, на полу или потолке. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и дверцы шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавески на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики или контрастными картинками в тонких простых рамках. Еще один важный атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.

Японский стиль в интерьере характеризуется использованием природных материалов: дерева, бамбука, соломы, рисовой бумаги. Такие природные изделия помогают расслабиться и забыть о насущных заботах, погрузившись в медитацию.

Мебель светлая, гладкая, лакированная – должна быть функциональна, но при этом маленькая: декоративные подушки, низенькие диванчики и столики. Сидя на полу, за таким столиком читают, пишут, едят. Вместо шкафов используются ниши с полками в стене, украшенные вазами и статуэтками. Вместо простого стекла в окнах оригинально смотрятся витражи, например, расписной витраж с изображениями сакуры. Комната, выполненная в японском стиле, должна быть наполнена светом, который является частью композиции.

Свет в японском стиле – его должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда у японцев особенно щепетильный подход к дневному свету и к источникам освещения вообще. То, что сейчас пользуется популярностью у европейцев и проходит под названием «японский светильник» – это конструкция из бумаги и металлического каркаса, – очень важный элемент интерьера японской квартиры. Такая лампа называется акари. Создана она была еще в 50-х годах прошлого века и служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. И, разумеется, ни о каком металле в оригинале не может быть и речи – только бамбук и настоящая рисовая бумага васи, слабый мягкий свет и матовость. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности.

В качестве аксессуаров и предметов декора можно подобрать шкатулки, кукол в кимоно, соломенные или бамбуковые коврики, веера с японскими рисунками, например, с изображением сакуры, керамические вазы. Каждая такая вещь будет уникальной. В японском доме обязательно присутствие дорогого красивого чайного сервиза, традиционных неглазурованных больших расписанных вручную керамических блюд и палочек для еды, хранящихся в специальных подставках.

Иероглифы – почти неизбежный атрибут оформления жилья “под Японию”. Поклонникам этого этностиля производители предлагают декоративные комплекты постельного белья, скатерти, портьеры, покрывала, украшенные иероглифами и другими стилизованными национальными рисунками. Есть и соответствующая посуда для чайной церемонии, особые блюда для традиционных рыбных блюд и морепродуктов, шкатулки и скульптуры, украшенные элементами, повторяющими линии японских пагод.

Непременным обитателем японского дома является карликовое дерево бонсай. Такая сосна или цветущая слива высотой в полметра навевает хозяевам японской квартиры мысли о бессмертии.

В оформлении дизайна интерьера большую роль играет текстиль. Приветствуются не только занавески и матерчатые ширмы, но также всевозможные коврики, ковры и циновки. Эту национальную особенность сегодня с успехом позаимствовали западные производители, создав целую индустрию тканей и настенных покрытий в восточном стиле. Характерными мотивами считаются иероглифы, изображение зверей, листьев и цветов. В качестве компонентов покрытий, предназначенных для декорирования, выступают: солома, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие природные растительные материалы.

Самыми распространёнными японскими текстурами и материалами считаются: кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза. Атрибуты дома: раскрашенный шёлк, маты татами на полу; из одежды – тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно).

В японских домах часто используют ниши в стене, которые называются «токонома». Предметы, расположенные в этих нишах, предназначены для создания двух типов ощущений:

  1. Ощущение природной естественности. Для этого собирают нечётное количество предметов вместе. Например, три каллиграфных штриха на кружке;
  2. Ощущение упорядоченности. Используется чётное количество предметов, которые аккуратно расставляют. Например, четыре гальки на блюде.

В общем, как уже говорилось, японский стиль можно назвать минималистско-декоративным. В нём гармонично сочетаются пустота и красота. Для человека, живущего в “японском” доме, главное – это гармония, единение с природой. В основе японского стиля в интерьере квартиры лежат простые, лаконичные формы, отказ от лишнего декора и много свободного пространства.

Сказать, что культура Японии уникальна и неповторима – значит не сказать ничего. Именно её непохожесть и загадочность так привлекают современных дизайнеров и архитекторов. Чтобы создать японский интерьер, требуется понимание этой загадочной страны, особое восприятие мира, которое и отражается в обустройстве дома.

Для Востока, в том числе и для Японии, характерны интровертность, сосредоточение на внутреннем мире и ощущениях. Поэтому такой интерьер практически всегда минималистичен – и в этом зачастую таится философский смысл. Иными словами, духовное начало преобладает над материальным, но выражается через него. Лишь несколько предметов и много свободного пространства – таков классический японский интерьер, но каждая вещь несёт в себе призвание – создавать и сохранять гармонию в доме.

Японский стиль в интерьере подойдет не всем, а только тем, кто любит пустоту, тишину и свет. Хозяин дома, решивший оформить дом в японском стиле, мудр, хаос и суета внешнего мира его не беспокоит, потому что он наделен даром видеть в обыкновенном прекрасное.

Каталог тематических статей. Полезная информация по ремонту, отделке, дизайну.

Добавить комментарий